s56968355

КТО ЖЕ «ДЕЛАЕТ ДЕНЬГИ»?

Производство наличных денег, казалось бы, должно быть функцией государства. В России, США и некоторых крупных странах так и есть: деньги печатают полностью государственные предприятия. Но большинство стран мира слишком малы и бедны, чтобы содержать весьма затратное производство, которое еще и ни к чему другому не приспособишь. А в некоторых странах просто исторически сложилось так, что государство отдает заказы на печать банкнот частным компаниям.

Спроси любого россиянина «Кто делает деньги?» и наверняка получишь короткий ответ: «Гознак!» Действительно, это государственное унитарное предприятие печатает все российские бумажные рубли и производит «денежную» бумагу для них. И не только для них: фабрики в Москве, Петербурге, Краснокамске и Перми выполняют заказы для центральных банков Ливана, Йемена, Гватемалы, Индонезии, Китая, Нигерии и других стран. В общей сложности оборудование фабрик Гознака позволяет производить до 7 млрд банкнот и 11 тыс. тонн банкнотной бумаги ежегодно.

Дело это выгодное: за 2012 год предприятие заработало 6,45 млрд рублей чистой прибыли при выручке в 45,9 млрд рублей. Правда, стоит учитывать, что в эти суммы входят выручка и прибыль от другой деятельности Гознака: изготовления почтовых и акцизных марок, защищенных бланков и пластиковых карт, монет и значков и многого другого. Даже муляжей государственных наград для тех, кто не хочет рисковать, надевая настоящие ордена и медали. Но выпуск наличных денег — основная работа Гознака.

Своеобразный «клуб» частных производителей наличных денег весьма узок. Раньше таких компаний насчитывался не один десяток, но многочисленные слияния и поглощения в последние десятилетия привели к тому, что на этом необычном рынке сложилась олигополия: оставшиеся в живых корпорации можно пересчитать по пальцам если не одной, то максимум двух рук.

Как ни странно, печать денег — не слишком выгодный бизнес. «Денежную» краску, специальную бумагу, печатное оборудование, особый пластик и прочие составляющие производства банкнот нельзя использовать в других целях. Поэтому финансовые результаты деятельности «манимейкеров» полностью зависят от контрактов с государствами. Достаточно лишиться пары крупных клиентов — и с прибылью можно попрощаться. Поэтому у компаний на этом рынке есть только две стратегии долгосрочного выживания: диверсификация клиентской базы — чем больше клиентов, тем меньше каждый из них влияет на прибыль — и диверсификация производства, когда печать денег лишь один из видов бизнеса в крупном холдинге. Некоторые компании поддерживают это направление деятельности, скорее, ради престижа: мол, если нам заказывают печать денег, то и другие наши товары имеют высокое качество.

Пожалуй, самый известный в мире частный производитель банкнот — британская компания De La Rue. Она выпускает различные документы, голограммы для банковских карт и прочую защищенную продукцию (35—40% выручки), но в основном придерживается первой стратегии: среди ее клиентов центральные банки полутора сотен стран. Впрочем, главный клиент, конечно, Банк Англии: De La Rue имеет монопольный контракт на печать британского фунта. Но этот контракт истекает в 2015 году, и пока нет ясности, кто получит новый заказ — De La Rue или кто-то из ее конкурентов. Тем более что один из эпизодов борьбы за контракт стоимостью 1 млрд фунтов стерлингов компания уже проиграла: Банк Англии заключил договор на поставку пластика для новых денег (а они будут печататься на пластиковой основе) с мировым лидером в области пластика для банкнот Innovia.

За 11 лет действия нынешнего контракта с Банком Англии De La Rue напечатала около 11 млрд банкнот, из которых около 3,1 млрд штук находятся в обороте. Их общая номинальная стоимость примерно 60 млрд фунтов.

Один из немногочисленных конкурентов De La Rue — эксклюзивный производитель швейцарских франков Orell Fussli — пример приверженности второй стратегии. Подразделение Orell Fussli Security Printing, непосредственно печатающее деньги с 1911 года, принесло в 2013 году лишь 27% выручки холдинга. Основной доход швейцарская компания получает от собственных книжных магазинов (40% выручки), а также от производства и продажи промышленного печатающего оборудования (29% выручки). Кстати, если бы не другие подразделения, судьба «денежной» части компании оказалась бы печальной: в прошлом году на печатающих деньги машинах возникли большие технические проблемы, вызвавшие простой оборудования. В результате Швейцария не досчиталась банкнот (часть заказа была перенесена на 2014 год), а подразделение понесло убыток в 12,9 млн швейцарских франков.

По состоянию на 2012 год в мире обращалось около 360 млн швейцарских банкнот общей номинальной стоимостью примерно 55 млрд франков. По данным Национального банка Швейцарии, производство одной банкноты в среднем обходится ему в 0,3 франка.

Масштабы швейцарского производства банкнот нельзя сравнить с объемом соседнего рынка — еврозоны. В 18 странах, перешедших на евро, в настоящий момент обращается 17 млрд банкнот на общую сумму около 1 трлн евро. В отличие от Соединенного Королевства и Швейцарии, европейские денежные власти не заключают монопольный контракт с определенным производителем. Более того, каждый Центральный банк, имеющий право выпускать евро, сам решает, как он будет это делать — на собственных мощностях или с подключением частных подрядчиков.

Частный сектор производства евро разделен между компаниями Oberthur Fiduciaire (Франция), Giesecke & Devrient (Германия), Koninklijke Joh. Enschedé (Нидерланды) и уже знакомой нам английской De La Rue, несмотря на то, что Соединенное Королевство в еврозону не входит. Каждая из них имеет контракты с несколькими странами — от четырех у De La Rue до десяти у Koninklijke Joh. Enschedé (многие страны делят заказ между несколькими производителями).

Про германскую компанию стоит упомянуть отдельно. Выручка G&D от банкнотного направления значительно превышает выручку De La Rue. По этому показателю G&D — вероятно, крупнейшая в мире частная корпорация, печатающая деньги. Но львиную долю этих доходов приносит печать евро и поставка другим компаниям и центробанкам специальной «денежной» бумаги.

Самое интересное в этой семейной корпорации — не нынешние успехи, а ее история. G&D печатает деньги с 1856 года, но начало ее бурного роста пришлось на 1920-1940-е годы. Именно Giesecke & Devrient стала основным поставщиком бумажных денег во времена веймарской гиперинфляции и финансового восстановления Германии после окончания роста цен. А позже наработанные опыт и технологии пригодились нацистскому правительству: компания выполняла массу самых ответственных заданий — от изготовления рейхсмарок и бланков акций крупнейших корпораций до печати билетов на летнюю Олимпиаду 1936 года. Первый период расцвета Giesecke & Devrient закончился весной 1945-го. Но даже после полного разрушения бизнеса, в том числе и физического — две трети мощностей компании были уничтожены, — печатный станок вскоре снова запустили. И уже в 1958 году возрожденная G&D производила 50% марок ФРГ.

Помимо денежного бизнеса, Giesecke & Devrient имеет сильные позиции в области электронной безопасности и телекоммуникаций. Достаточно сказать, что инженеры именно этой компании придумали хорошо всем знакомую сим-карту для сотовых телефонов.

Собственное частное производство денег есть не только в странах и союзах с очень развитой финансовой системой вроде Англии, Швейцарии или ЕС, но и в скромной Швеции. Правда, оно не совсем «собственное»: бывшая государственная «денежная типография» Tumba Bruk была в 2002 году продана Банком Швеции американской корпорации Crane. Несмотря на продажу, компания продолжает выпускать шведские кроны.

Сама же Crane из Далтона, Массачусетс, США — мягко говоря, не чужая на мировом банкнотном рынке. Это один из крупнейших поставщиков специальной бумаги для производства наличных денег, а также технологий, использующихся при этом производстве. Именно Crane на своих фабриках в американской глуши превращает груды поношенных джинсов и другой хлопковой одежды в бумагу для доллара США. Точнее, в некий полуфабрикат, имеющий примерно 50% степеней защиты настоящего доллара — остальное добавляется на государственных фабриках Bureau of Engraving and Printing.

Производство и поставка банкнотной бумаги иногда оказывается лишь частью бизнеса большого производителя разной бумажной продукции. Так, для французской компании Arjowiggins Security, одного из крупнейших поставщиков бумаги для евро, это направление — лишь одно из семи. А сама Arjowiggins Security входит в глобальную группу Sequana, оставаясь в ней лишь небольшим подразделением. Зато швейцарская компания LandQart, из чьей бумаги делают швейцарские франки и еще несколько валют, стала основной частью канадской группы Fortress Paper, принеся ей в 2013 году 57% выручки.

В производстве банкнот задействовано еще много компаний: производители пластика, различных пленок, голограмм, специальных металлических нитей, краски для печати. К этой же отрасли можно отнести дизайнеров банкнот, поставщиков машин для печати, аппаратов для уничтожения ветхих купюр и машинок для пересчета денег, охранные агентства. Почти все эти предприятия — частные несмотря на то, что участвуют в очень чувствительном бизнесе, затрагивающем интересы государств и миллиардов человек — ведь совсем без бумажных денег пока обходиться невозможно.