Некоторые клиенты банков считают, что если написать заявление на отзыв своих персональных данных, сотрудники компании прекратят звонить или пытаться встретиться, чтобы обсудить возврат долга, предложить новый кредит и т.п. В некоторых случаях граждане действительно обладают подобным правом. Но в отдельных ситуациях банк может продолжить звонить, присылать смс, электронные письма и т.п.

Законодательная база

Основным законом, регулирующим правоотношения в сфере передачи, хранения и обработки персональных данных, является одноименный ФЗ №152. В нем указано (ст.9), что гражданин вправе отозвать свои персональные данные, т.е. фактически лишить банк или другую организацию права их хранения и/или обработки.

Многие клиенты обращают внимание только на этот раздел и считают, что это достаточное основание для того, чтобы написать заявление и лишить банк права доступа к личной информации. На самом деле в той же ст.9 прописано, что оператор может продолжить обрабатывать данные в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Одним из таких случаев является необходимость исполнения любого договора, в том числе при уступке права требования (ст.6). Это означает, что факт подписания кредитного или другого соглашения с кредитной организацией порождает определенные правовые последствия для заемщика:

  1. Банк вправе хранить и обрабатывать (использовать) его личные данные, если это связано непосредственно с условиями договора (своевременный возврат средств, процента, неустоек и т.п.).
  2. Банк также может уступить право требования возврата другим организациям – в основном для этого привлекаются коллекторские агентства.
  3. Однако после исполнения всех обязательств по договору клиент вправе потребовать отзыва персональных данных. Обычно это делается в тех случаях, когда заемщик больше не намерен обращаться в этот банк, а его сотрудники проявляют определенную настойчивость – звонят по телефон, предлагают кредит и т.п.

Порядок отзыва

Процедура отзыва персональных данных достаточно простая. Клиент составляет заявление, в котором указывает:

  • название банка;
  • ФИО и должность директора/руководителя филиала;
  • свои ФИО, адрес, е-мэйл, телефон;
  • описывает просьбу;
  • ставит дату и подпись с расшифровкой.

Заявление можно вручить лично, через представителя по доверенности, а также направить по почте заказным письмом. Предоставить ответ банк должен в разумные сроки (обычно несколько рабочих дней, но не более 30).

Что делать в случае отклонения заявления

Если банк принял заявление и предоставил на него отрицательный ответ либо решение было положительным, но звонки и другие попытки контакта продолжаются. Гражданин вправе оспорить подобные действия. Для этого необходимо составить жалобу аналогичной структуры и направить ее в:

  • Центральный Банк
  • Роспотребнадзор
  • Роскомнадзор

Также для защиты своих прав можно обратиться напрямую в суд. Однако такие ситуации на практике возникают крайне редко.

Таким образом, отзыв данных с целью прекращения звонков по просроченным кредитам – это бесполезная мера. Законодательство автоматически дает банку право на обработку и использование личной информации во исполнение обязательств по кредитному договору. Поэтому компания имеет право применять любые законные способы для контакта с клиентом.

Бесплатная помощь юриста

Если вам необходима быстрая помощь высококвалифицированного юриста, то просто заполните заявку и получите ответы на все интересующие вопросы.