Как отозвать персональные данные из банка

Некоторые клиенты банков считают, что если написать заявление на отзыв своих персональных данных, сотрудники компании прекратят звонить или пытаться встретиться, чтобы обсудить возврат долга, предложить новый кредит и т.п. В некоторых случаях граждане действительно обладают подобным правом. Но в отдельных ситуациях банк может продолжить звонить, присылать смс, электронные письма и т.п.

Законодательная база

Основным законом, регулирующим правоотношения в сфере передачи, хранения и обработки персональных данных, является одноименный ФЗ №152. В нем указано (ст.9), что гражданин вправе отозвать свои персональные данные, т.е. фактически лишить банк или другую организацию права их хранения и/или обработки.

Многие клиенты обращают внимание только на этот раздел и считают, что это достаточное основание для того, чтобы написать заявление и лишить банк права доступа к личной информации. На самом деле в той же ст.9 прописано, что оператор может продолжить обрабатывать данные в тех случаях, которые предусмотрены законом.

Одним из таких случаев является необходимость исполнения любого договора, в том числе при уступке права требования (ст.6). Это означает, что факт подписания кредитного или другого соглашения с кредитной организацией порождает определенные правовые последствия для заемщика:

  1. Банк вправе хранить и обрабатывать (использовать) его личные данные, если это связано непосредственно с условиями договора (своевременный возврат средств, процента, неустоек и т.п.).
  2. Банк также может уступить право требования возврата другим организациям – в основном для этого привлекаются коллекторские агентства.
  3. Однако после исполнения всех обязательств по договору клиент вправе потребовать отзыва персональных данных. Обычно это делается в тех случаях, когда заемщик больше не намерен обращаться в этот банк, а его сотрудники проявляют определенную настойчивость – звонят по телефон, предлагают кредит и т.п.

Порядок отзыва

Процедура отзыва персональных данных достаточно простая. Клиент составляет заявление, в котором указывает:

  • название банка;
  • ФИО и должность директора/руководителя филиала;
  • свои ФИО, адрес, е-мэйл, телефон;
  • описывает просьбу;
  • ставит дату и подпись с расшифровкой.

Заявление можно вручить лично, через представителя по доверенности, а также направить по почте заказным письмом. Предоставить ответ банк должен в разумные сроки (обычно несколько рабочих дней, но не более 30).

Что делать в случае отклонения заявления

Если банк принял заявление и предоставил на него отрицательный ответ либо решение было положительным, но звонки и другие попытки контакта продолжаются. Гражданин вправе оспорить подобные действия. Для этого необходимо составить жалобу аналогичной структуры и направить ее в:

  • Центральный Банк
  • Роспотребнадзор
  • Роскомнадзор

Также для защиты своих прав можно обратиться напрямую в суд. Однако такие ситуации на практике возникают крайне редко.

Таким образом, отзыв данных с целью прекращения звонков по просроченным кредитам – это бесполезная мера. Законодательство автоматически дает банку право на обработку и использование личной информации во исполнение обязательств по кредитному договору. Поэтому компания имеет право применять любые законные способы для контакта с клиентом.

Бесплатная помощь юриста

Если вам необходима быстрая помощь высококвалифицированного юриста, то просто заполните заявку и получите ответы на все интересующие вопросы.

 

Похожие статьи:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *